Где находится евросоюз

 

Европейский союзна официальных языках: Английский: European Union Болгарский: Европейск

Политическое устройство[ ]

Основная статья: Институты Европейского союза

Ниже следует описание основных органов, или институтов ЕС. Необходимо иметь в виду, что традиционное для государств разделение на законодательные, исполнительные и судебные органы для ЕС не характерно. Если Суд ЕС можно смело считать судебным органом, то законодательные функции принадлежат одновременно Совету ЕС, Европейской комиссии и Европарламенту, а исполнительные — Комиссии и Совету.

Европейский совет[ ]

Основная статья: Европейский совет

Высший политический орган ЕС, состоящий из глав государств и правительств стран-членов и их заместителей — министров иностранных дел. Членами Европейского совета также являются председатель Европейского совета и председатель Еврокомиссии. В основе создания Европейского совета лежала идея французского президента Шарля де Голля о проведении неформальных саммитов лидеров государств Европейского союза, что призвано было препятствовать снижению роли национальных государств в рамках интеграционного образования. Неформальные саммиты проводились с 1961 г., в 1974 г. на саммите в Париже данная практика была формализована по предложению Валери Жискар д`Эстена, занимавшего в то время пост президента Франции.

Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции — основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом министров Европейский совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Его заседания проходят не менее чем дважды в год — либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет Европейского союза. Заседания длятся два дня. Решения совета обязательны для поддержавших их государств.

В рамках Европейского совета осуществляется так называемое «церемониальное» руководство, когда присутствие политиков самого высокого уровня придаёт принятому решению одновременно и значимость и высокую легитимность. С момента вступления в силу Лиссабонского договора, то есть с декабря 2009 года, Европейский совет официально вошёл в структуру институтов ЕС. Положениями договора учреждена новая должность председателя Европейского совета, который принимает участие во всех заседаниях глав государств и правительств стран-членов ЕС.

Европейский совет следует отличать от Совета ЕС и от Совета Европы.

Европейская комиссия[ ]

Основная статья: Европейская комиссия

Европейская комиссия — высший орган исполнительной власти Европейского союза. Состоит из 28 членов, по одному от каждого государства-члена. При исполнении своих полномочий они независимы, действуют только в интересах ЕС, не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью. Государства-члены не вправе влиять на членов Еврокомиссии.

Еврокомиссия формируется каждые 5 лет следующим образом. Европейский совет предлагает кандидатуру председателя Еврокомиссии, которая утверждается Европарламентом[91]. Далее, Совет ЕС совместно с кандидатом в председатели Комиссии формируют предполагаемый состав Еврокомиссии с учётом пожеланий государств-членов. Состав «кабинета» должен быть одобрен Европарламентом и окончательно утверждён Европейским советом. Каждый член Комиссии отвечает за определённую сферу политики ЕС и возглавляет соответствующее подразделение (так называемый Генеральный Директорат).

Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд. Комиссия обладает значительными автономными правами в различных областях политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной, транспортной, региональной и т. д. Комиссия имеет исполнительный аппарат, а также управляет бюджетом и различными фондами и программами Европейского союза (такими, как программа «TACIS»).

Основными рабочими языками Комиссии являются английский, французский и немецкий. Штаб-квартира Европейской комиссии находится в Брюсселе.

Совет[ ]

Совет Европейского союза (официальное название — Совет, обычно неофициально упоминается как Совет министров) — наряду с Европейским парламентом, один из двух законодательных органов Союза и один из семи его институтов. В Совет входят 28 министров правительств стран-членов в составе, зависящем от обсуждаемого круга вопросов. При этом, несмотря на различные составы, Совет считается единым органом. В дополнение к законодательным полномочиям Совет также обладает некоторыми исполнительными функциями в области общей внешней политики и политики безопасности.

Европейский парламент[ ]

Основная статья: Европейский парламент

Европейский парламент является собранием из 751 депутата[92][93], напрямую избираемых гражданами государств — членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Члены Европейского парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией.

Основная роль Европейского парламента — законодательная деятельность. Кроме того, практически любое решение Совета ЕС требует либо одобрения Парламента, либо, по крайней мере, запроса его мнения. Парламент контролирует работу Комиссии и обладает правом её роспуска.

Одобрение Парламента требуется и при принятии в Союз новых членов, а также при заключении соглашений об ассоциированном членстве и торговых договорённостей с третьими странами.

Последние выборы в Европарламент проводились в 2014 году. Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге и Брюсселе.

Суд Европейского союза[ ]

Основная статья: Суд Европейского союза

Суд Европейского союза проводит свои заседания в Люксембурге и является судебным органом ЕС высшей инстанции.

Суд регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и самим Европейским союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов. Суд даёт заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные (преюдициальные) постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно-правовых актов ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для исполнения на территории ЕС. По общему правилу юрисдикция Суда ЕС распространяется на сферы компетенции ЕС.

В соответствии с Маастрихтским договором Суду предоставлено право налагать штрафы на государства-члены, не выполняющие его постановления.

Суд состоит из 28 судей (по одному от каждого из государств-членов) и восьми генеральных адвокатов. Они назначаются на шестилетний срок, который может быть продлён. Каждые три года обновляется половина состава судей.

Суд сыграл огромную роль в становлении и развитии права ЕС. Многие, даже основополагающие принципы правопорядка Союза основаны не на международных договорах, а на прецедентных решениях Суда.

Суд ЕС следует отличать от Европейского суда по правам человека.

Бюджет[ ]

См. также: Бюджет Европейского союза

Евросоюз имеет собственный бюджет, формирующийся из отчислений государств-членов (пропорционально их ВНД), таможенных пошлин на импорт товаров из третьих стран, отчислений от собираемого государствами-членами НДС и некоторых прочих поступлений. Бюджет ЕС составляет немногим более 1 % от ВНД государств-членов. В 2013 г. он равнялся 150,9 млрд евро[94] Основные статьи расходов общего бюджета ЕС: общая сельскохозяйственная политика, а также социальная и региональная политика. В совокупности они поглощают до 80 % всех расходов. Из остальных средств финансируются: инновационная, промышленная (конкурентная), транспортная, энергетическая, экологическая, культурная и образовательная политика Евросоюза, а также его внешняя политика и содержание аппарата. 23 мая 2019 года был представлен проект бюджета Евросоюза на 2019 год, рассчитанный на 166 млрд евро. Данная сумма увеличилась на 3 % по сравнению с 2019 годом.[95]

Политические партии[ ]

В Европейском парламенте

Правые[ ]

  • Альянс европейских национальных движений (до 2009 года — Союз за Европу наций) — националистическая
  • Европа за свободу и демократию — евроскептическая

Правоцентристские[ ]

  • Европейское христианское политическое движение — христианско-демократическая
  • Альянс европейских консерваторов и реформистов — консервативная
  • Европейская народная партия — консервативная

Центристские[ ]

  • Альянс либералов и демократов за Европу — либеральная
  • Европейская демократическая партия — либеральная

Левоцентристские[ ]

  • Партия европейских социалистов — социал-демократическая

Левые[ ]

  • Европейская партия зелёных — экологистская
  • Европейские левые — коммунистическая, демосоциалистическая

Ультралевые[ ]

  • Европейские антикапиталистические левые — троцкистская

Регионалистские[ ]

  • Европейский свободный альянс — регионалистская

Компетенция[ ]

Европейский союз обладает компетенцией лишь в тех сферах, в которых государства-члены согласились предоставить ему возможность действовать[96], поэтому ЕС не может добавлять новые сферы своей компетенции, что принципиально отличает его от федеративного государства. Объём компетенций ЕС зависит от сферы действий. К его исключительной компетенции относятся пять сфер: таможенный союз, установление правил конкуренции на внутреннем рынке, денежно-кредитная политика стран еврозоны, сохранение морских биоресурсов и общая торговая политика. К совместной компетенции органов ЕС и государств-членов относится большинство ныне действующих направлений деятельности ЕС: регулирование внутреннего рынка, общая сельскохозяйственная политика, транспортная политика и другие (всего 13 областей). В некоторых областях (здравоохранение, культура, образование, промышленная политика, развитие туризма и спорта) ЕС координирует свои действия с деятельностью национальных правительств и оказывает им поддержку[97].

В сферах, на которые ранее распространялась компетенция ЕЭС (общая сельскохозяйственная политика, таможенный союз и общая торговая политика в отношении третьих стран), а также в области денежно-кредитной политики еврозоны решения принимаются на наднациональном уровне. Обычно законодательный акт ЕС (регламент, директиву, решение) принимают Совет и Европейский парламент по предложению Европейской комиссии. В остальных сферах, в том числе в области внешней политики и политики безопасности, сотрудничества полицейских служб и судебных органов, действует межправительственный (англ. intergovernmental) метод принятия решений. Решения принимают Совет и Европейский совет, а государства-члены сохраняют за собой право вето по важнейшим вопросам.


История[ ]

Основная статья: История Европейского союза

Идеи панъевропеизма, долгое время выдвигавшиеся мыслителями на протяжении истории Европы, с особой силой зазвучали после Второй мировой войны. В послевоенный период на континенте появился целый ряд организаций: Совет Европы, НАТО, Западноевропейский союз.

Мирная Европа — начало объединения (1945—1959)[ ]

Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951 году: Бельгия, Западная Германия[nb 2], Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, ECSC — European Coal and Steel Community), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, в силу данный договор вступил с июля 1952 года.

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 году учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC — European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом, Euratom — European Atomic Energy Community). Самым важным и широким по сфере компетенции из этих трёх европейских сообществ являлось ЕЭС.

Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём, во-первых, передачи всё большего числа функций управления на наднациональный уровень и, во-вторых, увеличения числа участников интеграции.

Движение шестидесятников — период экономического роста (1960—1969)[ ]

История расширения[ ]

1957—2013: Изменение границ ЕС Основная статья: Расширение Европейского союза

     Расширение     Выход

Основные события в истории углубления евроинтеграции[ ]

Основная статья: Хронология истории Европейского союза Алб. Анд. Австрия Белоруссия Бельгия Босния Болгария Хорватия Кипр Чехия Дания Эстония Финляндия Франция (Фр.) Германия Греция Венгрия (Дат.) Исландия Ирландия Италия (Ит.) (Ит.) Латвия Лих. Литва Люк. Макед. Мальта Молдавия Мон. Чер. Нид. Норвегия Польша Португалия Румыния Россия (Рос.) Сан-М. Сербия Словакия Сло. Испания Швеция Швейц. Турция Украина Великобритания Ватикан Адриат.
море Северный
Ледовитый
океан Азовское
море Балтийское
море Баренцево море Бискайский
залив Чёрное
море Кельтское
море Скагеррак Гренландское море Кадисский
залив Средиземное море Атлантический
океан
Северное
море Норвежское
море Гибралтарский
пролив
  • 1951 — подписание Парижского договора о создании Европейского объединения угля и стали.
  • 1957 — подписание Римского договора о создании Европейского экономического сообщества и Евратома.
  • 1965 — подписание договора о слиянии, в результате которого был создан единый Совет и единая Комиссия для трёх европейских сообществ ЕОУС, ЕЭС и Евратома. Вступил в силу с 1 июля 1967 года.
  • 1973 — первое расширение ЕЭС (присоединились Дания, Ирландия, Великобритания).
  • 1978 — создание Европейской валютной системы.
  • 1979 — первые общеевропейские выборы в Европейский парламент.
  • 1981 — второе расширение ЕЭС (присоединилась Греция).
  • 1985 — подписание Шенгенского соглашения.
  • 1986 — третье расширение ЕЭС (присоединились Испания и Португалия).
  • 1986 — Единый европейский акт — первое существенное изменение учредительных договоров ЕС.
  • 1992 — подписание Маастрихтского договора о создании Европейского союза на основе Европейского экономического сообщества.
  • 1995 — четвёртое расширение (присоединение Австрии, Финляндии и Швеции).
  • 1999 — введение единой европейской валюты — евро (в наличном обращении с 2002 года).
  • 2004 — пятое расширение (присоединение Чехии, Венгрии, Польши, Словакии, Словении, Эстонии, Латвии, Литвы, Кипра, Мальты).
  • 2007 — подписание Договора о реформе в Лиссабоне.
  • 2007 — вторая волна пятого расширения (присоединение Болгарии и Румынии). Отмечается 50-летний юбилей создания ЕЭС.
  • 2013 — шестое расширение (присоединилась Хорватия).
  • 2017 — начало выхода Великобритании из ЕС.

В настоящее время действуют три соглашения, предполагающие разную степень интеграции внутри Евросоюза: членство в ЕС, членство в зоне евро и участие в Шенгенском соглашении. Членство в ЕС не обязательно влечёт за собой участие в Шенгенском соглашении. Не все страны-члены ЕС входят в зону евро. Примеры разной степени интеграции:

  • Великобритания и Ирландия подписали Шенгенское соглашение на условиях ограниченного членства. Великобритания также не сочла нужным вступать в зону евро.
  • Дания и Швеция в ходе референдумов также решили сохранить национальные валюты.
  • Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн не являются членами ЕС, однако входят в Шенгенскую зону.

Политические перспективы[ ]

Отношение граждан ЕС к идее создания федерации европейских стран:

  Члены ЕС, в которых сторонников федерации больше чем противников

19 сентября 2012 года главы министерств иностранных дел 11 из на тот момент 27 стран Евросоюза предложили проект реформы, принятый по итогам заседания группы по вопросам будущего Европейского союза. Группа по вопросам будущего Евросоюза, куда входят министры иностранных дел Австрии, Бельгии, Германии, Дании, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Польши, Португалии и Франции, предложила создать в ЕС пост президента, избираемого всеобщим голосованием, учредить министерство иностранных дел союза, ввести единую европейскую въездную визу и, возможно, сформировать единую армию[29]. Главную роль в этой группе играют Германия и Франция, то есть крупнейшие и наиболее влиятельные государства Евросоюза.

По данным от 2013 года, 44 % граждан ЕС поддерживает идею о создании в будущем федерации европейских государств, 35 % выступают против этого[30].

В начале января 2013 г. премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон пообещал провести референдум о членстве страны в ЕС, если возглавляемая им партия Консерваторов победит на предстоящих парламентских выборах 2015 года[31]. 23 июня 2019 года состоялся референдум о членстве Великобритании в Европейском союзе, 51,9 % участников референдума высказались за выход Великобритании из Европейского Союза. 24 июня 2019 года руководство ЕС потребовало от Великобритании скорейшей подачи официального заявления на выход из ЕС, однако правительство Великобритании отказалось торопиться с уведомлением Брюсселя о намерении выхода из Евросоюза и ушло в отставку, переложив это право на новое правительство страны[32][33][34]. Новый премьер-министр Тереза Мэй выразила надежду, что выход Великобритании из ЕС будет проходить постепенно и упорядоченно, а также не начнётся до конца 2019 года.[35]

29 марта 2019 года официально началась процедура выхода Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии из Евросоюза[36].

Источники

Использованные источники информации.

  • https://ru-wiki.ru/wiki/%d0%95%d0%b2%d1%80%d0%be%d1%81%d0%be%d1%8e%d0%b7
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий