Дети несут ответственность за что

 

Не имея достаточного опыта и не осознавая последствий своих поступков, малолетние граждане не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности согласно ГК РФ. Ответственность родителей за несовершеннолетних детей бывает гражданской, имущественной, административной и уголовной. И зависит от совершенного деяния.

Что это ответственность родителей за несовершеннолетних детей по статье

В соответствии с нормами российского законодательства, ответственность может быть:

  • гражданской;
  • за неисполнение своих прямых обязанностей по воспитанию;
  • административной;
  • и уголовной.

Рассмотрим каждую разновидность по отдельности.

Гражданская по ГК РФ (имущественная)

Уровень гражданской ответственности за противоправные действия несовершеннолетними детьми, напрямую зависит от возрастной категории и иных немаловажных нюансов:

За ненадлежащее воспитание (СК РФ)

Обязанность за надлежащее воспитание несовершеннолетних детей подробно изложена в ст. 63 Семейного Кодекса России.

Процесс воспитания содержит в себе определенный комплекс мероприятий, которые, в первую очередь, направлены на скорейшую адаптацию детей в окружающей среде и общества в частности.

Родители оставляют за собой право самостоятельно выбирать подходы и варианты воспитания, отталкиваясь от конкретной ситуации.

В соответствии со статьей 69 Семейного Кодекса России родителей могут ограничить в своих правах либо вовсе лишить их этой возможности при условии:

  • злостного уклонения от процесса воспитания ребенка;
  • выявленного факта ненадлежащего воспитания;
  • установленного факта злоупотребления имеющимися родительскими правами и обязанностями;
  • наличия факта жестокого обращения.

В последнем случае предусматривается возможность не только лишения родительских прав, но и привлечения к уголовной ответственности, вплоть до лишения свободы на определенный срок, если имеет место быть нанесение тяжких либо средних телесных повреждений.

Административная, согласно нормам КоАП

В случае неисполнения возложенных нормами российского законодательства на родителей и законных представителей ребенка обязанностей (по нормам Семейного Кодекса РФ), их можно привлечь к административной ответственности в соответствии со ст. КоАП РФ.

В большинстве случаев ответственность возлагается по причине бездействия родителей.

К сведению — дела относительно выявленных фактов административного правонарушения подлежат рассмотрению уполномоченными лицами по делам несовершеннолетних детей, после объединения в соответствующую комиссию.

Дополнительно необходимо обращать внимание на правонарушения одним из родителей либо законным представителем обязательств по выплате алиментов в установленном размере, поскольку это напрямую относится ребенка в соответствии со ст. действующего КоАП РФ.

Видео: как долго родители несут ответственность за своих детей, за их поступки

Указанный нормативный документ считается на территории России относительно новым, поскольку обрел юридической значимости только в 2019 году по результатам проведения реформы в вопросе дискриминации отдельных Положений уголовного законодательства.

В случае уклонения от алиментных выплат в течении нескольких месяц подряд, на недобросовестного родителя применяются нормы уголовного законодательства со всеми вытекающими последствиями.

Уголовно-правовая (УК РФ)

В случае многократного неисполнения взятых на себя обязательств по перечислению алиментных выплат, недобросовестный родитель привлекается к уголовной ответственности в соответствии со ст. 157 Уголовного Кодекса РФ.

Одним из ключевых условий принято считать наличие получившего юридической значимости наказания в соответствии со ст. Действующего Кодекса об административных правонарушениях.

Помимо этого, уголовным законодательством предусматривает ответственность и в случае ненадлежащего воспитания ребенка, которое сопровождается с фактами жестокого обращения — в соответствии со ст. 156 Уголовного Кодекса России.

Сам термин жестокого обращения с ребенком может нести под многочисленные расшифровки, в частности:

  • установленный факт избиения ребенка;
  • игнорирование законным представителем ребенка соблюдать требования лечащего врача;
  • отсутствие в доме продуктов питания, без которых невозможно обеспечить достойный уровень поддержки работоспособности организма ребенка и так далее.

Из этого следует, что факт жестокого обращения с несовершеннолетними детьми считается только так называемым квалифицирующим признаком, благодаря которому есть возможности привлечь родителей к уголовной ответственности.

Необходимо обращать внимание на возможность привлечения к уголовной ответственности не только родителей, но и также:

  • педагогический состав;
  • медицинских специалистов;
  • иных лиц, под присмотром которых некое время находился ребенок.

Уголовным законодательством также предусматривается наложение санкций за склонность несовершеннолетнего ребенка к совершению различных преступлений либо же его вовлечение в многочисленные антиобщественные действия.

Ответственность в таком случае также применима не только к родителям и законным представителям, но и третьим лицам, если будет доказан факт их виновности.

В зависимости от конкретных обстоятельств, ответственность может предусматривать и лишение свободы на определенный срок.

Друзья и приятели

Фото 2


Теоретически мы хотим, чтобы наши дети сами выбирали себе друзей, и не стремимся оказывать на них какое бы то ни было давление. Однако нередко ребенок приводит в дом друзей, которые кажутся нам отвратительными. Да, может быть, нам не нравятся задиры и хвастуны, трусы и хлюпики, но пока их поведение не задевает нас, взрослых, лучше всего спокойно изучить склонности и привязанности нашего ребенка, прежде чем открыто противостоять его выбору.

С какой меркой следует подходить к выбору друзей нашими детьми?

Друзья должны оказывать благотворное влияние друг на друга. Ребенку нужно общаться с человеком, противоположным (и как бы дополняющим его самого) по характеру, уму, интересам. Таким образом, замкнутому ребенку нужны более самостоятельные друзья, “маминому сыночку”-более независимые приятели, инфантильному - более зрелый товарищ, трусишке - кто похрабрей. Если ребенок живет в мире фантазий, ему полезно общаться с детьми, имеющими более прозаический взгляд на жизнь. Агрессивный ребенок должен будет сдерживать себя, оказавшись в кругу более спокойных товарищей. Наша задача - ориентировать ребенка на дружбу с теми, кто не похож на него самого.

В некоторых случаях следует запрещать детям дружить, если оба, например, чрезмерно инфантильны, или агрессивны, или замкнуты в себе.

Необходимо очень деликатно корректировать взгляды ребенка на друзей, которых он выбирает: он несет ответственность за свой выбор, а мы - ответственность за то, что поддерживаем его в этом.

Уголовная ответственность родителей за несовершеннолетних детей

По ст. 20 УК РФ уголовная ответственность подростков наступает по общему правилу с 16 лет. Однако, если ребенком совершается особо тяжкое преступление, то он может стать правомерным субъектом содеянного уже с 14 лет.

К таким особо тяжким преступлениям могут быть отнесены:

  • Умышленное убийство;
  • Террористическая деятельность;
  • Насильственные действия сексуального характера;
  • Умышленное причинение вреда здоровью тяжкой степени;
  • Вымогательство;
  • Хищение чужого имущества и др.

Как правило, к подсудимым в возрасте от 14 до 16 лет применяются в качестве наказания меры медицинского характера или иные принудительные воздействия. Детей могут отправить под надзор родителей или поместить в медицинское учреждение.

Именно поэтому при вынесении приговора в суде учитываются следующие особенности несовершеннолетнего подсудимого:

  • Условия его жизни;
  • Воспитание;
  • Вменяемость и способность отдавать себе отчет в своих действиях;
  • Умственное развитие;
  • Наличие образования;
  • Образ жизни;
  • Психологическое состояние;
  • Наличие или отсутствие заболеваний.

Обязательно проводится судебно-медицинская экспертиза, которая устанавливает вменяемость ребенка, оценивает его здоровье и опасность для общества.

И допрос на следственных действиях, и участие ребенка в судебных заседаниях осуществляется только в присутствие его законных представителей. Это, как правило, родители или органы опеки, если родители выступают потерпевшей стороной в деле.

Чаще всего, фигурантами уголовных дел являются подростки из неблагополучных семей. Они растут и воспитываются в условиях, где родители заняты своими делами и не контролируют жизнь своих детей.

За неисполнение родительских обязанностей предусмотрена уголовная ответственность по ст. 156 УК РФ.

По ст. 156 УК РФ родителям, которые халатно относятся к воспитанию своих детей, грозят следующие варианты ответственности:

  • Штраф до 100 тысяч рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного до года;
  • Обязательные работы до 440 часов;
  • Исправительные работы до 2 лет;
  • Принудительные работы до 3 лет;
  • Лишение свободы до 3 лет.

Кроме того, родители обязаны возместить ущерб, причиненный уголовным преступлением их ребенка, потерпевшей стороне. Это, прежде всего, возмещение ущерба имуществу, стоимость лечения и моральный вред.

Долгосрочные и кратковременные программы


Скорее всего, нужно составить такую программу, которая будет комбинацией долгосрочных и краткосрочных “заданий”. При этом мы должны четко представлять себе, что многое зависит от наших отношений с детьми и что проявления различных черт характера детям нужно не описывать, а демонстрировать.

Первый шаг в выполнении долгосрочной программы - заинтересованность в том, что дети думают и чувствуют, а не в их внешних реакциях - подчинении нам или сопротивлении.

Как понять, что дети думают и чувствуют?

Они сами дают нам ключ к пониманию этого. Их чувства отражены в словах и в интонациях, в жестах и в позах. А наша задача - прислушиваться, всматриваться, чутко реагировать.

Нашим девизом должно стать: “Я хочу понять своего ребенка. Хочу показать ему, что понимаю его. Хочу выразить свое понимание, отбросив автоматическую критику и осуждение”.

Если ребенок приходит из школы хмурый, молчит, не отвечает на вопросы - ясно, что у него какие-то неприятности. Следуя нашему девизу, мы не станем начинать разговор с критических замечаний вроде:

- Что это ты такой кислый?

- Что это за унылая гримаса?

- Что ты еще там натворил?

- Что у тебя опять стряслось?

Если мы сочувствуем ребенку, нельзя делать ему такие замечания, которые вызывают у него досаду, ненависть, желание, чтобы весь мир полетел в тартарары.

Напротив, родители должны показать, что понимают его, говоря:

- Наверное, у тебя какие-то неприятности.

- У тебя был трудный день.

- Тебе нелегко пришлось сегодня.

- Наверное, ты с кем-нибудь поссорился. Такие утверждения лучше, чем вопросы типа: “Что с тобой? Что случилось?” Вопросы - признак любопытства, утверждения -признак сочувствия.

Естественно, что ребенок познает лишь те чувства, которые переживает, испытывает сам. Если только критиковать его, он никогда не научится ответственности. Все, что он сможет, это проклинать себя и обвинять других. Он научится не доверять своим собственным суждениям, перестанет проявлять свои способности и будет подвергать сомнению намерения окружающих. В довершение ко всему он привыкнет жить в ожидании неминуемого осуждения.

Ответственность: обязанности и ценности

Фото 3

Все родители мечтают приучить своих детей нести ответственность за свои слова и поступки. Во многих семьях полагают, что решение проблемы - в установлении постоянных обязанностей для детей. Считается, что мальчикам надо поручать выносить мусорное ведро или стричь газон, а для девочек нет ничего лучше мытья посуды и уборки комнат. На самом же деле такие обязанности, являясь важными в домашней обстановке, в быту семьи, все же могут не повлиять на формирование у ребенка чувства ответственности. Напротив, в некоторых семьях принуждение к выполнению этих обязанностей приводит к постоянным ссорам, которые плохо отражаются и на детях, и на родителях. В конце концов ребенок, вероятно, будет слушаться, а кухня засверкает чистотой, но неизвестно, как принуждение повлияет на формирование характера.

Истина проста: чувство ответственности нельзя навязать, оно должно проявиться “изнутри”, на основе ценностной ориентации, полученной дома, а также вне семьи.

Пробуждение ответственности. Желая воспитать в своих детях чувство ответственности, мы при этом хотим, чтобы они руководствовались высшими ценностями, то есть любовью к жизни, к труду, поиском счастья. Однако чаще всего мы ощущаем чувство ответственности - вернее, отсутствие его - в более конкретных случаях:

когда у ребенка в комнате беспорядок, домашние задания сделаны неряшливо, занятия музыкой заброшены, поведение оставляет желать лучшего.

С другой стороны, ребенок может быть вежливым, поддерживать в своей комнате порядок, аккуратно выполнять все, что ему поручают, - и все же принимать решения, за которые он не будет нести никакой ответственности. Это особенно верно в отношении тех детей, которым всегда “велят” сделать то-то и то-то. Им не дают возможности составить собственное мнение о чем-либо, сделать выбор, выработать определенные основы поведения.

Внутренняя эмоциональная реакция ребенка на обучение решает все; от нее зависит, сколько он закрепит в сознании из того, чему мы его учим. Ценности нельзя преподать “в лоб”. Им научаются постепенно, пока ребенок подражает взрослым, заслужившим его любовь и уважение, и отождествляет себя с ними.

Итак, проблема ответственности детей за свое поведение поднимает, в свою очередь, проблему ценностной системы родителей в ориентации на детское воспитание. Необходимо рассмотреть следующее: существует ли какой-нибудь определенный тип поведения с детьми (в теории и на практике), который помог бы пробуждению у них чувства ответственности? Настоящая глава посвящена ответу на этот вопрос с точки зрения психологии.

Стремление к цели: ежедневная работа. Чувство ответственности у детей умело и сознательно пробуждают родители. Они дают ребенку понять, что он имеет право на все чувства, но и показывают ему приемлемые способы выражения этих чувств. На этом пути взрослых ждут невероятные трудности. Вот такие утверждения только вредят делу.

Отрицание. На самом деле ты не хотел так сказать, ведь ты любишь своего братца.

Непризнание. Разве ты у нас такой? Да нет, это просто в тебя черт вселился!

Подавление. Скажешь еще хоть раз: “Ненавижу!” - смотри, не миновать тебе порки! Хорошие мальчики так не говорят.

Приукрашивание. Разве ты и вправду ненавидишь брата? Наверное, он просто тебе надоел. Нужно уметь сдерживать свои чувства.

Говоря так, взрослые забывают, что чувства, как реки, нельзя остановить - их можно только направить в другое русло. Нельзя отрицать существование бурных чувств, попытка сделать это приведет к беде. Необходимо признать их реальность и их власть. Если отнестись к ним с уважением и “отвести” их в нужное русло, они наполнят нашу жизнь светом и радостью.

Остается вопрос: какие мы должны предпринять шаги, чтобы сократить разрыв между нашими целями и положением дел на данный момент? С чего начать?

-16 лет

Фото 4

Начиная с 14 лет, несовершеннолетние отвечают за совершенные преступления: убийства, терроризм, жестокое обращение с животными, кражу, насилие и другие.

По большей части дети отделываются штрафом и предупреждением, также правоохранительные органы проводят дополнительную беседу с родителями. Однако в этом возрасте несовершеннолетние могут и попасть в тюрьму.

Примите к сведению: колонии для несовершеннолетних «принимают» преступников, начиная с 14 лет.

Это произойдет при совершении ими следующих преступлений:

  1. Убийство, похищение или умышленное причинение вреда здоровью.
  2. Участие в террористических группировках, захват заложников.
  3. Изнасилование или принуждение сексуального характера.
  4. Кражи, разбой или вымогательство, угон транспорта, повреждение имущества или вандализм.
  5. Хранение или приобретение оружия, взрывчатки, наркотических средств.
  6. Повреждение железнодорожного полотна.

За все эти действия виновные несут полную уголовную ответственность, вплоть до заключения в колонию для несовершеннолетних. В остальных случаях дело обычно ограничивается штрафами для родителей, также могут быть назначены беседы с психологом или иные меры воздействия.

Уроки музыки


Если ребенок занимается музыкой, то рано или поздно родители услышат от него что-нибудь вроде: “Надоела мне эта музыка!” Старая песня! Она знакома всем родителям, у которых дети осваивают музыкальный инструмент. Взглянуть на эту проблему с объективной точки зрения - задача не из простых.

Одни родители, помня, что их самих учили музыке против желания, решают не портить жизнь детям. Заниматься или нет - этот вопрос решают не взрослые, а сами ребята, они и несут за это ответственность. Зато дело родителей - выбрать хорошего педагога.

Другие родители, сожалея о том, что в свое время бросили заниматься музыкой, решают “взять реванш”:

“Дети будут играть во что бы то ни стало!” Ребенок еще не родился, а для него уже выбрали инструмент. И как только он сможет держать скрипку (нажимать на клавиши, дуть в трубу), потянутся томительные часы упражнений. Слезы и протесты детей не принимаются во внимание, сопротивление бесполезно. Установка родителей ясна: “Мы платим - так учись!” В таких условиях ребенку трудно добиться успеха, и вся эта затея вряд ли оправдывает себя. В самом деле, испорченные отношения между родителями и детьми - слишком дорогая цена за нелюбимые уроки музыки.

Главная цель музыкального образования - дать выход чувствам, ведь жизнь и без того полна всяческих ограничений и разочарований. Необходимо найти адекватное средство для выражения своих чувств. Музыка прекрасно для этого подходит: ее искусство, переплавив шум и ярость, в волнении рождает радость, в напряжении -душевный покой.

Родители и учителя, к сожалению, часто бывают обеспокоены лишь умением ребенка воспроизводить мелодию без фальши. Такой подход всегда подразумевает постоянную критику игры и личности ребенка. Слишком часто результаты бывают плачевными: ребенок прогуливает занятия, избегает своего педагога и, едва начав свою музыкальную “карьеру”, бросает ее. Во многих домах покинутая скрипка, запертое на ключ пианино или молчащая флейта служат лишь болезненным напоминанием о несбывшихся надеждах.

Как должны родители вести себя? Их дело - найти доброго и понимающего педагога. Он должен хорошо знать не только свое дело, но и своих учеников. Именно педагог поддерживает постоянный интерес ребенка к музыке, побуждает его продолжать занятия. Главнейшая задача педагога - завоевать уважение и доверие ребенка. Если ему не удастся сделать это, он не сможет больше вести уроки: нельзя научиться любить музыку у педагога, которого ты ненавидишь.

Чтобы избежать ненужных трудностей, педагог, ученик и его родители должны обсудить и выработать несколько основополагающих правил, например:

1) нельзя отменять урок музыки без предупреждения, которое делается хотя бы накануне назначенного дня;

2) если назначенный урок не состоится, сообщить об этом педагогу должен ученик, а не его родители;

3) выбирать время и намечать темп занятий музыкой нужно со строго реалистических позиций.

Эти правила исключают отмену урока “по настроению”, в последнюю минуту, и укрепляют чувство независимости и ответственности у детей. Ребенок должен знать, что мы с уважением относимся не только к занятиям музыкой, но и к его собственным чувствам и мыслям.

Нельзя насильно заставлять ребенка заниматься. Нельзя напоминать ему, как дорого стоил инструмент и сколько папа работал, чтобы его купить. Такие разговоры порождают только чувство вины и горечи, интереса к музыке они не пробуждают.

Родители должны воздерживаться от “предсказания” блистательной музыкальной карьеры своим детям. Например, такие утверждения приносят лишь вред:

— Ты такой способный! Если б ты только занимался как надо!

— Ты мог бы стать известным музыкантом, если б только занимался как следует.

Ребенок из этого сделает скорее всего такой вывод:

если он не будет заниматься в полную силу, родительским иллюзиям ничто не угрожает. Его девизом может стать: “Если я не стану заниматься всерьез, то и родители не будут разочарованы”.

Ребенок чувствует поддержку родителей именно тогда, когда знает, что его трудности понятны и ясны всем.

Во время своего третьего урока музыки шестилетней Вике пришлось учиться играть гамму обеими руками. Педагог мастерски продемонстрировал упражнение, сказав: “Это совсем нетрудно. Ну-ка, попробуй”. Неохотно, неловко опустила Вика пальцы на клавиши и попыталась повторить гамму... Домой девочка в тот вечер вернулась расстроенной.

Когда Вика села заниматься с мамой, та сказала ей:

“Нелегко сыграть всю гамму одной рукой. А двумя руками - еще труднее!” Вика с готовностью согласилась со словами матери. За инструментом она медленно начала подбирать гамму обеими руками. Мать сказала:

“Я слышу, как ты подбираешь ноты правильно, и вижу, как ты правильно ставишь пальцы.” С явным удовлетворением Вика ответила: “Знаешь, это довольно трудно”. В тот вечер она занималась дольше, чем обычно. В течение следующей недели Вика упражнялась особенно старательно и не успокоилась, пока не научилась играть гамму с закрытыми глазами, не глядя на клавиши.

Ответственность за вред причиненный несовершеннолетними детьми

Фото 5

Ответственность родителей (опекунов, попечителей) за вред, причиненный третьим лицам их несовершеннолетними детьми предусмотрена исключительно Гражданским кодексом.

Гражданская (имущественная) ответственность

Степень гражданской (имущественной) ответственности опекунов за вред, причиненный действиями несовершеннолетних детей, зависит в основном от возраста ребенка и иных обстоятельств. Рассмотрим подробнее.

За детей в возрасте до 14 лет родители несут полную имущественную ответственность (ст. 1073 ГК РФ). Опекуны обязаны полностью возместить имущественный вред, причиненный третьим лицам. Например, в случае боя товара на прилавке магазина, покрытие ущерба полностью возлагается на попечителей. Связано это с тем, что лица до 14 лет не обладают полной дееспособностью, в полной мере не могут нести права и обязанности.

За детей в возрасте от 14 до 18 лет на родителей не возлагается обязанности по возмещению, причиненного их детьми ущерба (ст. 1074 ГК РФ). Связано это с тем, что лица, достигшие возраста 14 лет являются частично дееспособными. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность. Однако, если у ребенка отсутствуют какие-либо доходы, самостоятельно покрыть причиненный ущерб он не в состоянии, то обязанность по возмещению ущерба возлагается на их опекунов.

Стоит отметить, что на родителей не возлагается обязанности по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним лицом, если в момент причинения ущерба ребенок находился под надзором образовательного учреждения либо медицинской организации. В этом случае обязанность по возмещению ущерба возлагается на специализированные учреждения. Однако, если организация докажет, что вред произошел не по ее вине (например, вследствие ненадлежащего воспитания), то обязанность по возмещению ущерба будет возложена на попечителей.

Особенностью российского законодательства является возможность привлечения к ответственности родителей за вред, причиненный несовершеннолетними детьми, которые лишены родительских прав (ст. 1075 ГК РФ). Таким образом, законодатель установил зависимость причинения вреда от воспитания. В данном случае необходимо установление между фактом причинения вреда и ненадлежащем воспитанием причинно-следственной связи. На родителей не может быть возложена обязанность по возмещению ущерба, если с момента лишения родительских прав прошло более 3 лет.

Фото 5

Как сказать "Да"


Хорошие родители, как и хорошие учителя, - те, что всегда рядом со своими детьми (учениками). Такие родители рады, если научили детей самостоятельно делать выбор, рассчитывать на свои собственные силы. Разговаривая с детьми, мы можем сознательно использовать выражения, которые передают нашу веру в их способности. Таким образом, если мы полностью согласны с какой-либо просьбой сына, можно выразить это словами, которые подчеркнут независимость его как личности. Вот несколько примеров:

- Если хочешь.

- Если тебе так хочется.

- Это решаешь ты, а не я.

- Как захочешь, так и будет.

- Пусть будет по-твоему.

- Как бы ты ни решил это дело, я согласен. Конечно, бывает достаточно и простого “да”, но важно помнить, что развернутые выражения нашего согласия дают ребенку наиболее полное удовлетворение: мы верим в него как самостоятельного человека.

Основные моменты

В зависимости от конкретного правонарушения к родителям устанавливается объем ответственности.

По этой причине, прежде чем приступить к рассмотрению основного вопроса изначально рекомендуется ознакомиться с общими теоретическими сведениями, для исключения вероятности возникновения различного недопонимания.

Основные обязанности родителей

Частным случаем прекращения ответственности за лицо, не достигшее совершеннолетия, является эмансипация. Эмансипация – это процесс признания ребенка совершеннолетним до наступления его возраста установленной законодательством для этого возрастной границы.

К примеру, если ребенок раньше 18 лет вышел замуж или женился, он считается совершеннолетним.

В Семейном Кодексе предусмотрены обязанности родителей, которые они в обязательном порядке должны исполнять. К ним, в частности, относятся:

  • Лично воспитание ребенка;
  • Самостоятельный выбор методик воспитания, которые не противоречат безопасности детей и их интересам;
  • Оказание содействия в психологическом и духовном развитии ребенка;
  • Создание необходимых условий жизни ребенка, его материальное содержание;
  • Всестороннее образование ребенка через детские сады, школы, кружки и секции;
  • Защита правовых интересов ребенка в судах или иных органах, где требуется участие законного представителя.

Считается, что родители обязаны по умолчанию исполнять все возложенные на них кодексом обязанности.

Если же ребенок ведет себя не подобающим образом, нарушает закон и общественный порядок, считается, что это недоработка родителей. Следовательно, они обязаны отвечать самостоятельно за действия своего плохо воспитанного ребенка.

Ответственность за ненадлежащее воспитание

Если родители игнорируют правила поведения, предусмотренные Семейным Кодексом, значит они не исполняют свои родительские обязанности. За это существует строгое наказание.

Несоблюдение родительских обязанностей по воспитанию ребенка и заботе о нем может привести к ограничению или полному лишению родительских прав.

Контроль за действиями родителей осуществляют органы опеки и попечительства. Они ставят на учет те семьи, в которых плохие условия содержания детей, родители пьют или избивают детей.

В любой момент из этих семей детей могут забрать, отправить в дом малютки и подобрать им новую семью.

Основаниями для привлечения родителей к ответственности являются:

  • Злоупотребление родительскими правами;
  • Ненадлежащее исполнение родительских обязанностей;
  • Умышленное совершение действий, которые нанесли физический или психологический вред ребенку.

Кроме лишения родительских прав к родителям могут применяться различные штрафные санкции. За злостное уклонение от уплаты алиментов, к примеру, и вовсе предусмотрена уголовная ответственность.

Ст. КоАП РФ предусматривает наказание за неуплату алиментов более 2 месяцев. Когда нарушитель имеет несколько административных штрафов по данной статье, на него возбуждается уголовное дело.

Необходимые термины

Фото 7

В обыденной жизни нередко возникают ситуации, при которых ребенок из подросткового возраста совершает различные деяния, несущие под собой асоциальный характер.

Часто они напрямую связаны с тем, что их родители не исполняют возложенные на них обязательства на надлежащем уровне.

В частности речь идет об отсутствии контроля поведения несовершеннолетнего ребенка из-за чего он совершает противоправные действия.

Под определением “неисполнение взятых на себя обязательств” подразумевается полное либо частичное бездействие родителей или законных представителей.

Под “злостным неисполнением” подразумевается многократные, систематические правонарушения несовершеннолетними детьми законодательства РФ, нрав и так далее.

Права и обязанности

В соответствии со статьей 63 Семейного Кодекса РФ, права и обязанности заключаются в следующем:

Кто может быть привлечен

В соответствии с установленными правилами российского законодательства, ответственность за совершенные противоправные действия несовершеннолетним ребенком несет его законный представитель.

По законодательству РФ им могут выступать:

В 2019 году права и обязанности биологических родителей и законных представителей являются одинаковыми.

По факту, на законодательном уровне, граждане, оформившие факт усыновления, автоматически считаются родителями.

По этой причине, ответственность может выражаться в виде лишения части своего дохода (имеется в виду выплата нанесенного ущерба в процентном соотношении) либо вовсе имущества.

В первом случае вариант расчетов осуществляется по аналогии с алиментами. Многие интересуются вопросом относительно возможности привлечения к ответственности опекунов.

В данной ситуации следует ссылаться на статью 26 Федерального закона № 48 от апреля 2008 года.

В ней четко указано, что опекуны не несут ответственности за действия их официального подопечного.
Одновременно с этим, за него отвечает специализированное учреждение, в котором дети находятся на воспитании и проходят обучение.

Основные особенности в данном случае имеют вид:

Если речь идет о возможности привлечения к ответственности родителей за противоправные действия ребенка, которые были лишены своих прав, то в данном случае каждая ситуация является сугубо индивидуальной и подлежит рассмотрению в суде.

Порядок вступления в наследство после смерти после 6 месяцев по завещанию смотрите в статье: вступление в наследство после смерти после 6 месяцев.

Про фактическое принятие наследства по истечении установленного срока через суд, читайте здесь.

К примеру, за вовлечение в преступную группировку родителями, им придется отвечать по всей строгости закона.

Ответственность родителей за поступки детей

Наступление ответственности родителей возможно только при наличии у них вины. Виновным считается такое поведение родителей:

  • Игнорирование своих обязанностей по воспитанию ребенка.
  • Безответственное отношение к своим родительским правам по воспитанию детей.
  • Злоупотребление своим правами в отношении ребенка.
  • Аморальное поведение родителей.
  • Недопустимые методы воспитания.
  • Психологическое и физическое насилие в отношении детей.

Однако в каком бы виде не выражалась вина родителей или усыновителей, ответственность за несовершеннолетних детей они должны понести, если есть причинно-следственная связь между не выполнением родительских обязанностей и незаконным поведением детей по причинению вреда другим гражданам.

Например, сюда могут относиться такие ситуации: родители поощряют хулиганские действия детей, не контролируют детей или вообще не обращают внимания на детей, а также их поступки.

Ответственность за поступки детей должны нести оба родителя. Не освобождается от своих обязанностей родитель, который живет отдельно от своего сына или дочери. Но если он докажет, что его ребенок совершил вред другому лицу по вине того родителя, который проживает с сыном или дочерью и он не имел возможности принимать участие в воспитании ребенка, то его могут освободить от ответственности.

Ответственность за ребенка суд может возложить даже в том случае, если он лишен родительских прав на протяжении 3 лет после лишения прав.

При этом также должна быть доказана связь между неправомерным поведением ребенка и не осуществлением родительских прав.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • http://jurist-protect.ru/kakaja-dejstvuet-statja-ob-otvetstvennosti-roditelej-za-nesovershennoletnih-detej/
  • https://materinstvo.ru/art/798
  • http://ugolovnyi-expert.com/otvetstvennost-roditelej-za-nesovershennoletnix-detej/
  • https://razvod.guru/deti/otvetstvennost-za-nesovershennoletnih.html
  • https://yurist.club/semejnoe-pravo/otvetstvennost-roditelej-za-nesovershennoletnix-detej.html
  • https://www.papajurist.ru/semeynoye-pravo/otvetstvennost-za-nesovershennoletnikh-detey/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий